Главная страница
Программа для ввода исходных данных
Пример готового расписания
Санитарные требования к расписанию уроков
---------------------------------------------------------------------------- Для того чтобы быстро и корректно внести исходные данные воспользуйтесь следующей программой: table.exe Файл представляет собой самораспаковывающийся архив размером 535KB. Скачайте его и распакуйте в любое место на "жесткий диск" Вашего компьютера. Программа поможет внести данные Вашей школы, сохранить их в файл и отправить этот файл мне по электронной почте. ( Вы можете посмотреть как были внесены данные завучем одной из Санкт-Петербургских школ: Расписание2004 Скачайте и распакуйте данный файл в ту же папку на "жесткий диск" Вашего компьютера куда была распакована программа "table.exe". Затем запустите программу table.exe. Откройте меню “Проект”, выберите опцию “Открыть” и в появившемся окошке укажите имя файла "Расписание2004.tbl" ) Ниже подробно объясняется как внести исходные данные в новый проект. ----------------------------------------------------------------------------
ВВОД ДАННЫХ
Откройте проект и присвойте ему имя. Для этого: а) Откройте меню “Проект”, выберите опцию “Новый” или нажмите круглую кнопку “Создать проект”. б) Присвойте имя Вашему проекту и сохраните его в файл (кнопка “Сохранить”).Именно этот файл нужно послать по электронной почте после ввода всех исходных данных.
Заполните “Параметры проекта”. Просим при заполнении каждого окошка пользоваться справкой (маленький “значок вопроса” в правом верхнем углу). Затем Вам надо будет ввести данные Вашей школы в следующем порядке: - кабинеты; - предметы; - классы; - учителя; - уроки. Во всех диалоговых окнах одинаковые кнопки выполняют одни и те же функции. Это кнопки: “Добавить” - создание новой записи; после нажатия этой кнопки Вы вносите название нового кабинета, предмета, класса и т. д. “Удалить” - удаление текущей записи; при нажатии этой кнопки Вы можете удалить текущую запись. “Вверх” кнопки для просмотра записей; “Вниз” при их нажатии Вы будете просматривать записи в том порядке, в каком Вы их заносили. “Справка” - кнопка справки; при нажатии на нее Вы сможете прочитать справку о данном диалоговом окне. “Перенос” - кнопка переноса записи; служит для изменения порядка хранения записей. Это важно для последующего просмотра и вывода нагрузки и расписания учителей и классов, т. к. они будут выводиться в том порядке, в каком Вы их заносили, и в каком они хранятся в памяти Вашего компьютера. Также, почти во всех окнах (кроме окна “Предметы”), есть “Поле занятости”. На этом поле Вы можете пометить день и урок, когда нельзя занимать кабинет, класс, учителя. Для этого щелкните левой кнопкой мыши в красную кнопочку занятости и, щелкая левой кнопкой мыши по полю занятости, закрасьте нужные Вам уроки или дни (при закрашивании также можно пользоваться стрелочками клавиатуры). Термины, применительные к маленькому окошку: “Занести название” - это означает активизировать окошко “Название” (пометить курсором) и вписать название кабинета, предмета и т. д. “Выбрать из списка” - означает, что Вам надо щелкнуть левой кнопкой мыши в значок "треугольник" и выбрать курсором нужную Вам запись из раскрывшегося списка. Перед вводом данных, для удобства, чтобы Вам ничего не мешало на экране, закройте все диалоговые окна (“Уроки”, “Учителя”, “Классы”, “Предметы”, “Кабинеты”). Для этого щелкните левой кнопкой мыши в “крестик” в правом верхнем углу диалогового окна.ВВОД КАБИНЕТОВ
(Вы можете посмотреть видео ролик, обучающий вводу кабинетов,если Ваш браузер поддерживает технологию flash видео ролик) Активизируйте окно “Кабинеты”. Для этого войдите в меню “Окна” и выберите опцию “Кабинеты”. 1. Нажмите кнопку “Добавить”. Занесите название кабинета. 2. Выберите из списка “специализацию” кабинета. Это учитывается при автоматической расстановке кабинетов. 3. Если пометите курсором мыши “строго специализирован”, то это будет означать, что в этот кабинет можно ставить только тот предмет, который имеет такую же специализацию. 4. “Количество мест” - условное обозначение, служит для того, чтобы в кабинет с количеством мест “15” не ставился целый класс с количеством учеников “30”. 5. Заполните “Поле занятости”, если это необходимо (закрасив часы или дни красным цветом, Вы запретите использовать кабинеты в это время для учебной деятельности). Для занесения следующих кабинетов повторите все операции, начиная с нажатия кнопки “Добавить” (создать новую запись). После занесения всех кабинетов закройте диалоговое окно “Кабинеты”.ВВОД ПРЕДМЕТОВ
( видео ролик) Активизируйте окно “Предметы”. Для этого войдите в меню “Окна” и выберите курсором опцию “Предметы”. 1. Нажмите кнопку “Добавить”. Занесите название кабинета. 2. Занесите коэффициент сложности предмета. Если Вы не знаете значение коэффициента, обратитесь к справке - маленький “значок вопроса”. 3. Выберите из списка “специализацию” предмета. Это учитывается при автоматической расстановке кабинетов. 4. Если пометите курсором мыши “строго специализирован”, то это будет означать, что этот предмет можно ставить только в кабинет, имеющий такую же специализацию. 5. В окошко “Рекомендуемые кабинеты”, выбирая из общего списка, Вы можете указать наиболее подходящие для проведения данного предмета кабинеты. Отметим, что если специализация кабинета совпадает со специализацией предмета, то вносить кабинет в этот список необязательно, т. к. это учитывается автоматически. Перечисляйте кабинеты в этом списке в порядке предпочтения. Для переноса кабинета пометьте его курсором и при помощи кнопок управления, находящихся между списками, переместите его в нужное место. Для занесения следующих предметов повторите все операции, начиная с нажатия кнопки “Добавить”. После занесения всех предметов закройте диалоговое окно “Предметы”.ВВОД КЛАССОВ
( видео ролик) Активизируйте окно “Классы”. Для этого войдите в меню “Окна” и выберите опцию “Классы”. 1. Нажмите кнопку “Добавить”. Занесите название класса. 2. Выберите из списка “ступень” (1-3 кл. - младшая, 5-9 кл. - средняя, 10-11 кл. - старшая). 3. “Количество учеников” - условное обозначение для соответствия при подборе кабинетов. 4. Занесите с какого урока данному классу можно начинать занятия. Пример. Для младших классов с 1-го урока; для старших классов можно занести 1, 2; тем самым Вы разрешите начинать занятия и с первого и со второго урока. Это может облегчить составление расписания. Для второй смены пометьте: “начинать с 7-го или 8-го урока”, по вашему усмотрению. Помните, что вводимые значения должны соответствовать общему ограничению на начальные уроки в “Параметрах проекта” и ограничению по количеству уроков в школе за день. 5. Выберите из списка “прикрепленный кабинет”, если такой имеется. При подборе кабинетов это будет учитываться для проведения уроков в этом классе. Обычно используется для начальных классов, где почти все уроки проводятся в одном кабинете. 6. Заполните “поле занятости”, если это необходимо (закрасив часы или дни красным цветом, Вы запретите ставить уроки данному классу в это время). Для занесения следующих классов повторите все операции, начиная с нажатия кнопки “Добавить”. После занесения всех классов закройте диалоговое окно “Классы”.ВВОД УЧИТЕЛЕЙ
( видео ролик) Активизируйте окно “Учителя”. Для этого войдите в меню “Окна” и выберите курсором опцию “Учителя”. 1. Нажмите кнопку “Добавить”. Занесите фамилию, имя, отчество учителя. 2. Занесите количество “свободных дней”. Это дни, свободные от ведения уроков, с учетом тех дней, которые помечены красным цветом в поле занятости. Понятие “свободные дни” введено для того, чтобы постараться как можно плотнее занять учителя в течение рабочей недели. Поясним это. Закрашивая красным цветом определенные дни в “поле занятости”, Вы помечаете в какие конкретно дни недели нельзя ставить уроки. Занося определенное количество “свободных дней”, Вы предоставляете право машине самой выбрать дни, свободные от ведения уроков. Также Вы можете и не закрашивать красным цветом поле занятости, а просто поставить количество “свободных дней”. Пример 1. Нагрузка преподавателя 12 часов (работник администрации школы). мУчебная неделя - 6 рабочих дней по 6 уроков. Один день помечен красным цветом. Вы можете поставить еще 3 “свободных дня”. Какие это будут дни недели, машина выберет сама. В оставшиеся два дня будет выставлено по 6 муроков. Просим учесть, что при расстановке данные уроки могут не встать в отведенные два дня. В этом случае надо уменьшать количество “свободных дней”, возможно даже до нуля. Пример 2. Если преподавателю не имеет значения, когда у него будет методический день, Вы можете, не закрашивая красным цветом поле занятости, просто ставить один “свободный день”. Какой это будет день недели - машина выберет сама. 3. Заполните “Нагрузка по учебному плану” - количество часов в неделю у данного учителя. 4. Выберите из списка “прикрепленный кабинет”, если таковой у учителя имеется. Это учитывается при автоматической расстановке кабинетов. Программа будет ставить уроки учителю именно в этот кабинет (если только не входят в конфликт специализация кабинета и предмет данного урока). Можно назначить один и тот же кабинет двум и более учителям. Уроки таким учителям будут разноситься между напарниками. 5. Заполните “поле занятости”. Занесите всех остальных учителей, повторив все операции, начиная с нажатия кнопки “Добавить”. После занесения всех учителей закройте диалоговое окно “Учителя”.ВВОД УРОКОВ
( видео ролик) Активизируйте окно “Уроки”. Для этого войдите в меню “Окна” и выберите опцию “Уроки”. Под уроками мы понимаем перечень записей всех уроков для каждого класса Вашей школы с указанием недельной нагрузки (раскладки) и фамилии преподавателя. 1. Нажмите кнопку “Добавить”. Выберите из списка класс, в котором проводится урок. 2. Введите “количество групп” в зависимости от того, какой предмет Вы будете заносить. 3. Выберите из списка название предмета. 4. Выберите из списка фамилию учителя. 5. Занесите данные по “раскладке” количество часов в неделю для этого предмета в данном классе. Пример. 5-ть часов в неделю Вы можете занести, как: 1, 1, 1, 1, 1 по одному уроку в день; 1, 1, 1, 2 три дня по одному уроку, один день спаренный урок; и т. д., исходя из пожеланий учителя, требований Министерства образования и т. п. Необходимо заносить часы “раскладки” в порядке возрастания, через запятую. Эта расстановка часов не по конкретным дням недели. Программа сама определит день для каждого из уроков. У Вас может возникнуть следующая проблема: 5 учебных часов “русского языка” в 5-ом классе нужно разнести на четыре дня. Спаривать уроки в среднем звене нельзя, но можно их поставить через урок. Для этого произведите двойной щелчок левой кнопкой мыши в окошко “Раскладка”. У Вас на экране появится диалоговое окно “Отделить часы”, где Вы можете, пометив мышкой, “отделить” нужное Вам количество часов (но не все). Нажмите кнопку “Да”, чтобы подтвердить Ваши действия. Этим Вы позволите программе “ШД” поставить этот час на день, уже содержащий урок “русского языка”. Далее, при составлении расписания (но не при печати отчетов) “отдельные часы” будут начинаться с символа ”*”, а цифры раскладки будут иметь красный цвет. Пример. Русский яз. и * Русский яз. Программа автоматически “отделяет” такие часы друг от друга, не разрешая их спаривать. 6. Пометьте в поле занятости красным цветом часы, когда нельзя ставить данный урок в данном классе. При делении класса на группы Вам надо для каждой группы в отдельности ввести предмет и учителя. В том случае, если у Вас в школе в двух группах урок ведет один и тот же преподаватель, и Вам надо чтобы сначала занималась одна группа, а вторая шла домой и наоборот, то Вам нужно создать две записи. В первой из них заполните только первую группу, а вторую оставьте пустой. А во второй записи только вторую группу (первую оставьте пустой). При “оптимизации” программа сама поставит эти уроки только первыми или последними. В случае, когда при делении класса на группы, в группах ведутся разные уроки, Вам необходимо занести несколько записей. Пример. Нагрузка класса: английский яз. 2 часа в неделю; информатика 1 час в неделю. 1-я запись: 1 группа информатика “раскладка” 1 час. 2 группа англ. яз. 2-я запись: 1 группа англ. яз. “раскладка” 1 час. 2 группа информатика 3-я запись: 1 группа англ. яз. “раскладка” 1 час. 2 группа англ. яз. Внимание! Общая нагрузка класса (“раскладка”) по этим предметам должна соответствовать сумме часов “раскладки” этих записей. Для поиска нужной Вам записи Вы можете воспользоваться только кнопкой “Найти”. При нажатии на эту кнопку на экране появится диалоговое окно “Найти запись”. Пометьте нужную Вам запись курсором и нажмите на кнопку “Показать”. Внимание! Нельзя для поиска записи в окне “Уроки” выбрать из списка другой класс, в котором проводится урок, т. к. в этом случае Вы просто измените Вашу запись. Кроме этого, для ускорения занесения данных по урокам, Вы также можете воспользоваться окном “Найти запись” и кнопкой “Копировать”. Пример. Во всех 5-х классах урок математики имеет одну и ту же “раскладку” и ведется одним и тем же учителем. Вам достаточно занести запись только по “5а” классу. Затем, нажав кнопку “Найти”, войдите в диалоговое окно “Найти запись”. Пометьте запись “5а математика” курсором и нажмите на кнопку “Копировать”. Окно “Найти запись” закроется, а в окне “Уроки” Вы увидите идентичную запись, но без названия класса. Выберите название класса (“5б”), тем самым Вы создадите новую запись. В данной записи Вы можете что-либо исправить (например, фамилию учителя). Кнопка “Связка” служит для объединения двух и более подгрупп из разных классов для проведения общего занятия с одним преподавателем. При нажатии этой кнопки открывается диалоговое окно “Связать с подгруппой”. Пометьте курсором нужную Вам подгруппу и произведите на нее левой кнопкой мыши двойной щелчок, чтобы в графе “Связать” появилось слово “Да”. Проверьте обоюдность обозначения связок в связываемых подгруппах. Кнопка “Очистить” используется для полной очистки всех полей вкладки, к которой она относится. Как правило, это применяется при “копировании”, когда необходимо “очистить” поле записей одной из групп. “Количество учеников” условное понятие. Это учитывается при автоматической расстановке кабинетов. “Фиктивный кабинет” ? применяется в тех случаях, когда для проведения занятий в данной подгруппе не требуется выделять отдельный кабинет. Пример. В старших классах на уроке физкультуры класс делится на две подгруппы (мальчики и девочки), но занятия в одном спортивном зале. В этом случае, занося данные по “Урокам”, задайте для одной из групп имя фиктивного кабинета, т. к. программа не может поставить две подгруппы в один кабинет. Каждую последующую запись начинайте с нажатия кнопки “Добавить”. После занесения всех данных по урокам закройте диалоговое окно “Уроки”.ПРОВЕРКА ДАННЫХ
После занесения всех данных по всем пяти окнам необходимо исключить возможные ошибки. Для этого откройте меню “Работа” и выберите команду “Проверка данных” или нажмите круглую кнопку “Проверка данных”. У Вас на экране появится окно “Проверка данных”, в котором есть пять вкладок. В случае обнаружения ошибок вернитесь в нужное диалоговое окно ввода данных и исправьте их.ПРОСМОТР И ПЕЧАТЬ ДАННЫХ
Вы можете просмотреть и распечатать тарификационные данные по учителям и классам, основанные на данных Вашего проекта. Для этого откройте меню “Проект” и выберите опцию “Печать” или нажмите круглую кнопку “Просмотр печать данных”. У Вас на экране появится диалоговое окно. Выберите курсором “Учителя” или “Классы”, затем нажмите кнопку “Просмотр”. У Вас на экране появится документ. Примечание: обработка данных может занять несколько минут. Для последующей печати заполните “Параметры печати” и нажмите кнопку “ОК”.Сохранение проекта в файл
Для этого: а) Откройте меню “Проект”, выберите опцию “Сохранить” или “Сохранить Как”.Отправьте этот файл по электронной почте:
nicolo@rambler.ru